Дома на воде – плюсы и минусы

wpid-fBgdDuDn.jpg

Главное преимущество плавучих домов по сравнению с яхтами — это высокий уровень комфорта

Конкуренцию такому жилью могут составить только переоборудованные речные трамваи, баржи, а также построенные на заказ большие яхты. Но это совсем другой класс, несоизмеримо более дорогой в обслуживании и имеющий существенные ограничения на места стоянки. К тому же судно, какой бы редизайн интерьеров оно ни прошло, все равно было и останется кораблем. А хорошо пришвартованная платформа дает ощущение настоящего маленького острова: никакой качки. Поэтому и возводить на ней можно строение близкое к обычным загородным коттеджам. Подобного уровня удобств, высоты потолков и площадей помещений можно достичь только при строительстве гигантской яхты.

Но все же плавучие дома — это суда, они могут проходить и швартоваться там, где большой яхте делать просто нечего. Самый главный плюс домов на воде: даже с учетом высокой стоимости, цены на землю в ближайшем Подмосковье перекрывают все эти затраты в разы. И эксплуатация речной резиденции часто значительно дешевле, чем обслуживание загородного дома.

Что касается точных цен, то их назвать сложно: серийные плавдачи в России не производятся. Цены же на импортные «хаусботы» начинаются от 500 тысяч долларов. При этом до 50% этой суммы уходит на растаможку и доставку.

Архитектура и интерьеры дома ограничены лишь возможностями заказчика, а также площадью и другими характеристиками платформы, на которой возводится плавающая резиденция. Пройдя формальности, плавающий дом можно будет пришвартовать практически где угодно за пределами городской черты.

Существует несколько технологий возведения плавучих домов. Например, актер Жерар Депардье живет на старой переделанной барже. Баржа — очень романтичное жилище, но с ее переоборудованием и содержанием возникает немало хлопот. Даже если удастся заказать на верфи новую баржу, все равно ее придется поднимать на берег для профилактики днища раз в два-три года. К тому же барже, пусть даже и переоборудованной под жилье, законодательством не разрешено останавливаться где угодно. А жилые баржи делают в основном не для путешествий, а для проживания по постоянному адресу. 

Наиболее удобная технология строительства плавучих домов — на базе бетонных дебаркадеров. Обычно большие бетонные корыта используют для строительства плавучих отелей или ресторанов. Например, таков ресторан «Викинг», пришвартованный на Бережковской набережной. А вот за пределами МКАД есть несколько реализованных проектов жилых дебаркадеров. Преимуществом таких построек является неограниченная свобода для реализации любых архитектурных замыслов. На большом бетонном дебаркадере можно возводить постройки в несколько этажей. Однако, недостатков тоже не счесть. Дебаркадеров в России выпускают очень мало. А дебаркадеры старше 10 лет почти всегда текут. Многие берутся их латать, но процесс этот практически бесконечный и бесперспективный.

Новые дебаркадеры строят сейчас только под заказ. Интересные проекты жилых платформ предлагают Рыбинская судостроительная верфь и нижегородская компания Sea Tech. Однако специфика жилого дебаркадера в том, что он покупается, как игрушка, когда у человека есть и квартира, и несколько домов (в России и за ее пределами), и он может себе позволить плавучее развлечение. Заказчики таких объектов люди более чем обеспеченные.

Несмотря на то, что строительство плавучих домов в России пока редкость, архитекторы уже знакомы с подводными камнями надводного строительства. И их немало.

Особенности внутреннего пространства дебаркадера в том, что оно подразумевает свободную планировку — кроме внешних стен там достаточно нескольких опорных столбов. Правда, необходимо учитывать расположение люков доступа к канализации. Поэтому к моменту разработки дизайна лучше предполагать расположение комнат, лестничных маршей, вентиляционных и сантехнических коробов.

Технических сложностей при строительстве возникает не мало. Во-первых, дебаркадер, как и любое плавсредство, имеет ограниченную грузоподъемность. Во-вторых, некоторые решения являются или слишком сложными или чрезмерно дорогостоящими, поскольку объект находится в плавающем состоянии, соответственно, возможен крен. По этой же причине приходится тщательнее выбирать материалы черновой и чистовой отделки — строение в любом случае может «повести», соответственно, появляется опасность возникновения трещин на штукатурке и прочих неприятностей, хотя эту проблему можно решить, используя в конструктиве не клееный брус, а металл. Отчасти по этой же причине во многих помещениях использована отделка стен из горизонтально расположенной доски.

Немаловажный момент в строительстве дома на воде — организация коммуникаций, соответствующих санитарным нормам. Если с автономным энергоснабжением и завозом пресной воды проблем нет, то канализация — задачка посложнее. Цена самой продвинутой системы очистки может достигать 200 тысяч рублей. В итоге, отработанную воду можно сливать прямо в водоем.

Коммуникации в прямую зависят от выбора места стоянки. Будет ли жилище стоять на приколе в одном из подмосковных яхт-клубов или пришвартуется к совершенно дикому берегу – решать вам. Но в любом случае, стоянку нужно зарегистрировать. Основной документ, которым необходимо заручиться владельцу, — договор водопользования. Кроме того, дебаркадер должен иметь регистрацию Госинспекции по маломерным судам. Но если плавучий дом не планируется устанавливать в черте Москвы, все эти процедуры проходят очень быстро.

И все-таки, несмотря на гипотетическую мобильность, дебаркадер – это, как ни крути, оседлое жилище. Тем же, кто ожидает от подобного жилища романтики речных путешествий, стоит направить свой взор на традиционные плавучие дачи. В России суда такого типа начали производить совсем недавно. Чаще всего они монтируются на катамаранной системе поплавков. Благодаря подобной конструкции эти плавдачи, в отличие от дебаркадеров, имеют очень маленькую осадку – всего около полуметра, что позволяет подойти практически к любому речному берегу. Кроме того, катамаранная система обеспечивает хорошую устойчивость, которая придает отдыху на воде земной комфорт. Это весомый плюс.

А вот серьезным минусом являются наши климатические условия. Они вовсе не располагают к жилью на воде. Потому что у нас 9-10 месяцев в году или лед, или сильные ливни. Кроме того, «дом» на воде не только требования к водным объектам, но и требования по безопасности жизни никогда не пройдет. Это не дом, у него ведь даже фундамента нет.

Одно дело – наблюдать за водной гладью со стороны, из окон дома, расположенного в 200 метрах от воды, в этом случае приближенность к воде действительно является преимуществом, и совсем иное – лицезреть воду у себя под ногами. Более того, по нашему законодательству жильем можно назвать лишь то, что стоит на земле.

Впрочем, если зарегистрировать дом на воде не как объект недвижимости, а как плавательное средство, часть проблем снимается. Основной вопрос — уложится ли жилой объект в характеристики маломерных судов. Если плавучий дом превышает предел водоизмещения, его  нужно регистрировать в речном реестре. А это на практике так же маловероятно, как и законное признание дома на воде недвижимостью.

При этом на Москву и Санкт-Петербург на данный момент приходится всего один официальный жилой дебаркадер, причем с почтовым адресом. Пришвартованный в Питере на Крестовском острове, он окружен водой не только снизу, но и сверху: на втором этаже дебаркадера есть огромный бассейн площадью 63 квадратных метра. В самом же доме на воде есть финско-турецкая сауна, зимний сад, кинозал и два балкона.

Владелец этого плавучего дома Юрий Кудрявцев, который не так давно расхваливал концепцию жизни на воде, сегодня тщетно пытается избавиться от своего детища. За это время первоначальная цена выставленного на продажу дебаркадера-дома упала на треть.

Дело в том, что жилой дебаркадер все же не дом, а игрушка. А как любая дорогая игрушка, она  ждет того человека, которому она и по карману, и реально нужна. Но таких людей единицы. Даже если не брать во внимание экзотическую составляющую такого предложения, место стоянки дебаркадера очень неоднозначно. По соседству от него расположен ресторан, магазинчики, вокруг постоянно масса народа. Даже только по этим параметрам на элитный объект дом на воде не тянет. Проблема в том, что любое место в черте города для такого объекта неудачно.

В Москве же практически единственным местом, подходящим для установки жилого дебаркадера, является Серебряный бор. Но там разместить плавучую конструкцию просто никто не разрешит.

Поэтому продающиеся дебаркадеры обычно пришвартованы на Фрунзенской набережной и новых владельцев они ищут годами. Из-за слишком большого срока экспозиции предложений их владельцы не привередничают, регламентируя рамки использования дебаркадеров. Один и тот же объект одновременно предлагают под рестораны,  офисы, гостиницы и жилье.

Между прочим, из-за малой перспективности по продаже, эти объекты не фигурируют в базах крупных агентств недвижимости, ими занимаются частные риэлторы. 


26.08.2014, 06:27
Гость: Ирек

В любом случае, стоянку нужно зарегистрировать. Основной документ, которым необходимо заручиться владельцу, — договор водопользования.
Это на каком основании? Закон такой есть или подзаконный акт? Или это для тех, кто все-таки пытается плавдом зарегистрировать не как маломерное судно, а как недвижимость?

  • ответить
  • ветвь обсуждения

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма